ПРО ТЕПЛОЕ И ХОЛОДНОЕ

Ну-с, добралась я до холодных и теплых цветов...
И прошу у всех величайшего извинения, поскольку терпеть не могу не исполнять обещания. Я надеялась опубликовать сей текст еще в пятницу, а получается только сегодня. Правда причина у меня уважительная — заболел возлюбленный муж мой. А когда болеет мужчина, то это всегда ситуация: «я, наверное, непременно умру, да?». И спасают только надежда, что выживем, и радость, что такое все же не часто случается.

Итак, теплые и холодные цвета. И как такое знание может сгодиться в раскрасках.
Постараюсь быть краткой.




Для начала давайте все же разберемся, что такое теория цвета, и как она соотносится с теми материалами, что есть у вас под рукой. А то, помнится, встречались мне тут искренние вопросы, не найдется ли у кого цветового круга, и где его можно купить? Но ведь на самом деле, мы не готовую краску Тиккурилу подбираем, а ищем нужную цветовую гамму в тех материалах, что у каждого есть в наличии — карандашах, красках, ручках, пастели, фломастерах, да чего хотите. А это значит, что цветовой круг у каждого может быть только свой, собственный, отрисованный своими руками и теми материалами, которые есть у вас.

Поэтому первое: что такое цветовой круг, сам по себе?
Цветовой круг — это способ представления цветов видимого нашим глазом спектра цвета в условной форме.
Вариантов такого круга существует аж несколько, соответственно разным эстетическим теориям цвета, но самый простым и ясным лично мне представляется цветовой круг Йоханнеса Иттена. Вот он, на самой первой картинке и есть.

Цвета, представленные в нем посредине, являются тремя основными цветами: синий, красный и желтый. Все же прочие цвета на этом круге — уже вторичны. То есть, получены в результате смешения трех основных цветов и называются дополнительными цветами.
Например, второй ряд круга складывается так: зеленый = желтый+синий, оранжевый = красный+желтый, фиолетовый = красный+ синий.
Третий же ряд получается уже из смешивания цветов второго ряда с основными.

При этом с третьим кругом есть интересности: цвета, расположенные  ровно друг напротив друга называются комплиментарными — то есть, они наиболее подходят друг другу по сочетанию.
Кроме того, для удачного сочетания цветов можно пользоваться и триадами: классической, аналоговой и контрастной (см. вторую картинку). 

На самом деле, для того, что бы понять и ощутить все эти закономерности и научиться легко подбирать цвета, будет очень здорово, если вы возьмете те карандаши (или краски, или пастель), что у вас есть, и попробуете составить свой личный цветовой круг. При этом вы будете использовать только три основных, начальных цвета: синий, красный и желтый. (Гелевые ручки и простые фломастеры тут не сгодятся, потому что не обладают способностью смешиваться, а вот маркеры-копики очень даже, так же как карандаши или краски).

Порисуйте и посмотрите, какие оттенки у вас получаются? Почувствуйте, как появляется новый цвет. И узнайте, откуда он вообще берется.

Вы конечно можете сказать: на кой мне это, когда у меня и так полно оттенков? Хочу тем рисую, хочу этим.

Но можете мне поверить, ничто так не развивает способность свободного ориентирования в цветах и оттенках, как вот такие простенькие упражнения. Просто попробуйте, и вы по-новому начнете чувствовать свой художественный материал.

И кстати, заодно вы поймете насколько ваши материалы способны смешиваться между собой. А способность к смешиванию, допустим, цветных карандашей — это один из непременных признаков и их качества, и их класса.

Второе — что такое температура цвета?

Температура цвета — это чисто субъективное восприятие определенных цветов человеческим зрением.
Разделяют теплые и холодные цвета и оттенки.
Холодные цвета связаны в нашем сознании с такими понятиями, как холод, снег, лед, зима и пр.
Теплые цвета — с жарким солнцем, огнем, костром, камином, свечами и пр.

С теми тремя цветами, что расположены в самом центре нашего круга (см.выше) все понятно:
- синий — холодный цвет;
- красный и желтый — теплые цвета.

А вот дальше, уже со вторичными цветами и оттенками начинается путаница. 

Дело в том, что, скажем, мешаем мы фиолетовый цвет (синий+красный). И он может быть нейтральным. А может быть теплым (если красного в нем больше), а может холодным (если больше синего). То же самое случается и с зеленым цветом (синий+желтый, больше желтого — теплый, больше синего — холодный). И с любым, кроме оранжевого (он считается самым теплым цветом, и холодного оттенка не имеет). И даже сами основные цвета (красный, синий и желтый) могут принимать холодный или теплые оттенки. Например, у вас будет холодный красный, если добавить в него каплю синего, или теплый синий, если добавить в него каплю красного.

Чтобы окончательно с этим разобраться, можно посмотреть на представленные картинки. Нейтральный оттенок на них обозначен кружочком. Холодный цвет — снежинкой, а теплый — солнышком. 


Видите? Холодным или теплым может быть любой цвет (или его оттенок), включая даже коричневый или серый. 



И наконец, третье: на кой нам все это надо?
Кто-то скажет, что мы ведь тут собрались не очень-то и художники, поскольку всего-навсего раскрашиваем картинки. К чему нам какая-то теория цвета? И будет с одной стороны прав.
НО!

Знания о холодных и теплых цветах и оттенках может очень даже нам пригодиться!
Судите сами.


1) Для выбора той или иной цветовой гаммы для очередной картинки, мы можем заранее запланировать, какой хотим оказать эффект на зрителя. Так работа в теплых тонах будет вызывать ощущения уюта, тепла, дружелюбия. А работа в холодных тонах — чувство отстраненности, холода или свежести. К тому же это здорово помогает при рисовании людей — выбранный цвет глаз, волос или одежды может подчеркнуть характер того или иного персонажа.

2) Для придания картинке реалистичного объема. Есть классическое правило живописи: если свет на картине теплый (солнечный или, например, свет свечей) — значит, тени должны быть холодными. Если холодный (рассеянный свет пасмурного дня или лампы дневного света), то наоборот теплыми. И если вы стремитесь хоть к какой-то минимальной реалистичности в своих работах, то ни в коем случае им не пренебрегайте.

3) Знания о холодных и теплых цветах необходимо для изображения перспективы в пейзажах. Есть такое понятие — тональная перспектива. Оно гласит: чем дальше от нас любой предмет, тем он холоднее. Например, горы или лес вдалеке непременно будут холодными. И чем дальше, тем холоднее, тем больше к их цвету будет примешиваться холодного синего цвета. И виной тому — воздух. Между тем, как объекты на первом плане могут быть как теплого, так и холодного оттенка. Ну, а про тени мы помним, да? 

4) Знания о холодных и теплых цветах пригодятся, когда мы хотим определить то, что в первую очередь должно быть заметно на нашей картинке. Потому как еще одно интересное и весьма полезное свойство температуры оттенков, которые мы можем использовать — это температурный контраст. Свойство человеческого глаза таково, что теплые оттенки он замечает раньше, чем холодные. Поэтому, если вы что-то хотите выделить на своей картинке, у вас, вообще-то, есть несколько способов (на это есть целая теория контрастов), но можно просто сделать его теплым на холодном фоне. Чтобы посмотреть, как это работает, нарисуйте три красных ягодки на холодном бирюзовом фоне. Одну ягодку сделайте тепло-красной, а две другие — холодными. И увидите, что даже при условии одинаковой цветовой насыщенности, ваш глаз в первую очередь будет упираться в ягодку, закрашенную теплым красным.

Ну, вроде бы все... уф...
Если я чего забыла, можете меня поправить, но мне кажется, что основные приемы применения теплого и холодного, которые могут нам пригодится, мы рассмотрели.

А ежели кому интересна теория цвета в подробностях, и вы хотите узнать какое психологическое ощущение вызывает у человека тот или иной цвет, то советую прочитать «Искусство цвета» Йоханнеса Иттена. Не пожалеете.

Творчества всем! И самых теплых тонов этой осени!

Иллюстрации: public domain


Комментарии