ПЕРСПЕКТИВА: АРХИТЕКТУРНЫЕ ЗАРИСОВКИ

Так, движемся дальше.

По каким-то сошедшимся в небесах звездам упражнения пришлось прервать на целых четыре дня — классическое зимнее недомогание наслоилось на рабочий аврал и дела семейные. Зато потом я замахнулась сразу не на что-нибудь, а на перспективу.


Итак, последние мои минувшие дни были потрачены на воспоминания о перспективе — так я это назвала.


Дело в том, что я еще неделю назад решила поучаствовать в марафоне архитектурных зарисовок от замечательной Наили Бутусовой (вот она, туточки). Где программа из 5-ти уроков предполагает обучение меня рисованию архитектурных скетчей.

Говорю сразу, программка отличная.
Идущая от маленьких форматов к большому. Заставляющая рисующего поверить в то, что он действительно может рисовать.

НО!
Вот только зануде как я непременно потребовалось вспомнить перспективу, причем сразу же, от первого урока. И дело тут ни в чем ином, как в подходах: уважаемая Наиля ведет ученика от малого (деталей) к большому. Мне же обязательно надо видеть всю картиночку целиком, от азов, иначе ничего не получится, одни кривоватые линии безо всякого смыслу.

Ну, и поскольку я все одно собиралась рисовать архитектуру (по плану), то вот, значится, и перспектива, часть первая.

Итак, для начала мне нужно было вспомнить, что всякое рисование архитектуры — хоть как угодно набросочное — подразумевает хороший выбор точки зрения рисовальщика.
Сейчас, когда Интернет позволяет рисовать нам то, чего мы в глаза не видали, именно этот, самый первый пункт представляется мне особенно важным. 

Он гласит: рисуешь по фотографии — выбирай ХОРОШЕЕ фото! Не «заваленное», не переискаженное фотообъективом и композиционно правильное, на котором, что называется, глаза отдыхают.


Проще говоря, раз уж мы рисуем не с натуры, относитесь к референсу требовательно. Тем более, если мы с вами товарищи начинающие. Ведь даже опытного рисовальщика плохо выбранная фотография может ввести в заблуждение, и Нотр-Дам де Пари выйдет вовсе не Нотр-Дамом.

Еще круче иметь сразу несколько фотографий изображаемого предмета, с разных сторон. Чтоб понимать, какой он и как расположен в пространстве.

Великий (без преувеличения) Стен Ли вообще советует начинающим (и не только) художникам пользоваться такой штукой как Google Sketchup — бесплатное приложение, в котором есть куча 3д-моделей разных известных зданий.

Я лично еще не скачивала. Но непременно себе поставлю. Шутка ли, стащить к себе, скажем, модель Миланского кафедрального собора и вертеть ее в любом ракурсе!


Стало быть, первое — это выбор того, что мы рисуем (натура, 3д-модель или фотография). И выбор вашей личной точки зрения на данный предмет (с фотографией, повторяюсь, выбор невеликий, а значит важно уметь правильно выбрать фотографию).


Photo by Pigarot (DeviantArt).

Теперь, когда точку зрения мы выбрали, нужно найти линию горизонта на нашем референсе или на натуре перед нами. Чаще всего она выше или ниже уровня наших глаз. И от нее зависит впечатление от изображения. Так если мы выберем очень низкую линию горизонта, то здание будет оптически казаться выше, величественнее. Ежели наоборот, то это впечатление исчезнет, и здания будут казаться приземестей. На натурных зарисовках или при помощи 3д-моделей (вот она сила технологий!) мы можем выбрать линию горизонта, как нам заблагорассудится.
А вот с фотореференсом не разгуляешься, там уже все изображено, линия горизонта выбрана фотографом. Но спасибо Интернету — в нем можно найти требуемые здания с любыми линиями горизонта. Так что, второе — это определение горизонта.


Далее на линии горизонта мы определяем точку схода — место, где на рисунке сходятся все параллельные линии (а их в любом здании очень много). Если мы рисуем по фотографии — то тут опять определять нечего, точка схода там уже есть (вот опять же почему фотография должна быть по возможностей без больших искажений), остается ее лишь найти и перенести на свой рисунок. На одном рисунке (или фотографии) может быть две, три или даже больше точек схода. Значится, третье — это определение точек схода.

Ну, все. Можем приступать.

Вот вам первое мое упражнение — 5-минутные наброски карандашом (3B) на формате 5 на 10 см.


Рисовалось с фотореференсов. Как и предлагала Наиля, я выбрала Берлин, однако фотографии подобрала из Интернета на свой вкус.

Тут вы видите 8-й по счету набросок, но первый из сносных. А первые четыре даже показывать нечего.


Второе упражнение — короткая зарисовка формата 15 на 20 см. И это уже Страсбург (Наиля предлагала Вену, но Вена одна из немногих европейских столиц, где я как раз никогда не была, так что, Страсбург) - место, в котором расположены штаб-квартиры по управлению Европейским Союзом. Уникальный, скажу я вам, город: сплав высокотехнологичной современности и очень бережно сохраненной старины. Кстати, на рисунке квартал, что называется Маленькая Франция.


Линия горизонта средняя. Точек схода типа две (вторая вдалеке, "собирает" бережок с арками, невнятная такая). Рисовалась двумя линерами Pigma Micron 005мм и Pigma Graphic 1мм. Дополнительный объем предполагалось подкрепить также тем, что ближайшие к нам всегда толще (выразительнее) дальних.

Ну, трояк с минусом себе ставлю. Минус — за кривые окна и лень. А не меньше трояка за то, что хоть чего-то рука помнит.

Референс прилагаю (photo by Cahilus, DeviantArt).

Спасибо огромное Наиле Бутусовой за ее уроки, сподвигшие меня все это разобрать.

Конец части первой про перспективу.

Во второй буду разбирать перспективу тональную, на примере архитектурных зарисовок в цвете.  

Комментарии