Ну, можно сказать, прошла
я небольшой, ускоренный само-курс по
рисунку простейших предметов —
построение, разбор по тонам и штриховка.
Начинала, как водится,
с простого, круглого предмета, то бишь,
с яблока. Продолжила головкой чеснока.
Закончила многобликующим болгарским
перцем.
Суть всех упражнений
проста:
- схватить основные
пропорции предмета;
- определить, где у предмета блик, основной тон, полутень, тень, рефлекс;
- определить, где у предмета блик, основной тон, полутень, тень, рефлекс;
- отштриховать все
намеченное более-менее правдоподобно
(именно отштриховать, без растушевки).
И вот последним из
упражнений — рисунком болгарского
перца — я и поделюсь, в деталях.
Оговорюсь сразу, способов
изобразить любой предмет есть великое
множество. И я ни в коем случае не
претендую ни на оригинальность, ни на
«единственно правильный» метод.
Я лишь делюсь той
техникой штриховки, которую мне довелось
изучить еще в 80-е, в одной среднестатистической
художественной школе. Ну, а поскольку
«не рисовалось» мне очень долго, то не
судите строго: пришлось многое вспомнить,
что называется, на ходу.
Итак, перец.
Нам нужны:
- сам предмет (в моем случае, это чуток подвядший болгарский перец).
- сам предмет (в моем случае, это чуток подвядший болгарский перец).
- Карандаши графитные
разной мягкости. Кстати, в 80-е у меня
было их только два, зато оба Koh-i-noor, чем
я страшно гордилось (кто не знает, в СССР
была такая штука: дефицит товаров
народного потребления называется, это
когда почти ничего нельзя купить, а
можно только «достать»). Вот, значит,
нам нужны карандаши: очень твердый,
твердый, мягкий и очень мягкий. У меня
такой набор: 5H, 3H, HB, 2B, смесь из Koh-i-noor и
Faber Castell.
- Ластик-клячка (в 80-е
мы знать не знали, что эдакое может быть,
и пользовались хлебным мякишем, суть,
в целом-то, та же — мякиш снимает графит
с бумаги не целиком, как обычная стерка,
а слоями, и штрихи можно не удалять
полностью, но лишь обесцветить).
- Бумага для рисования.
У меня это альбомчик для зарисовок
Canson 90гр, на пружинке, чуть кремового
цвета.
Этап первый:
делаем постановку, проще говоря, кладем куда-нибудь перец, желательно на светлую поверхность, и освещаем его направленным, «рисующим» светом.
делаем постановку, проще говоря, кладем куда-нибудь перец, желательно на светлую поверхность, и освещаем его направленным, «рисующим» светом.
(Мне лично натюрморты
особо негде по квартире расставлять.
Поэтому мой перец лежал на рабочем
столе, на двух листочках канцелярской
бумаги — вертикальном и горизонтальном
— а освещался обычной настольной
лампой.)
Методом визирования
замеряем пропорции натуры (перца) и
переносим их на бумагу карандашом
средней твердости (для меня оптимален
3H, но у вас может быть 4H или 2H, исходите
из того, что имеете). При построении
помним, что все предметы состоят из
геометрических фигур: круги, овалы,
прямоугольники, треугольники и пр. Перец
вот состоит из овалов.
(Вообще, тема построения
предмета — обширная, ее в маленьком
постике не расскажешь. Так что, тут я
отсылаю к учебникам, сама пользуюсь
«Основы учебного академического рисунка»
Николая Ли — очень дельный фолиант!)
(вспомогательный рисунок из Интернета)
Обозначаем на рисунке
область тени от предмета. Внимательно
мысленно разбираем сам предмет на
разнородно освещенные области: блик,
свет, полутень, тень предмета, рефлекс.
И самые светлые места — блики — обозначаем
на рисунке тонкой, едва заметной линией.
Этап второй:
все тем же карандашом средней жесткости полностью легко заштриховываем весь предмет — все-все, включая область бликов. И не нужно бояться, что штрих ляжет не совсем ровно. Пускай он будет смелым или же косоватым и кривоватым (как хотите называйте). Главное то, чтобы хотя бы одно из направлений штрихов легло по форме предмета.
все тем же карандашом средней жесткости полностью легко заштриховываем весь предмет — все-все, включая область бликов. И не нужно бояться, что штрих ляжет не совсем ровно. Пускай он будет смелым или же косоватым и кривоватым (как хотите называйте). Главное то, чтобы хотя бы одно из направлений штрихов легло по форме предмета.
Этап третий:
тем же карандашом кладем
второй слой штриховки, им обозначаем
все тени предмета (включая зону рефлекса)
и все полутени. Штрих может быть таким
же смелым, как на первом слое. (На фото
этап выполнен на верхней части перца,
а на нижней еще нет — для наглядности.)
Этап четвертый:
опять тем же карандашом кладем третим слоем самые темные места на предмете — тени. И сразу после этого еще раз проходимся штрихом по ВСЕМУ предмету, за исключением бликов и зоны рефлекса. Таким образом, выравниваются все огрехи штриховки, и если мы чего накосячили на первом слое, то оно сгладится или, по крайней мере, не будет таким заметным. Ну, и заодно вырисовывается рефлекс в тени, а свет отделился от блика.
опять тем же карандашом кладем третим слоем самые темные места на предмете — тени. И сразу после этого еще раз проходимся штрихом по ВСЕМУ предмету, за исключением бликов и зоны рефлекса. Таким образом, выравниваются все огрехи штриховки, и если мы чего накосячили на первом слое, то оно сгладится или, по крайней мере, не будет таким заметным. Ну, и заодно вырисовывается рефлекс в тени, а свет отделился от блика.
Этап пятый:
теперь (внимание!) берем
карандаш самый твердый, какой только у
нас есть (у меня это 5H), и снова проходимся
штриховкой по всей тени и полутени.
Теперь, однако, штрих должен быть а) с
нажимом; б) аккуратным; в) непременно по
форме предмета. Жесткий карандаш словно
бы чуть процарапает бумагу, и этот штрих
останется заметным, даже если наложить
сверху еще 3-4 графитных слоя.
Этап шестой:
карандашом средней мягкости (у меня это HB) углубляем детали в тенях и полутенях. Тут штрихуем меленько, аккуратненько. Чем мельче штрих — тем больше детальности можно вытянуть из этих бесконечных оттенков серого. Этот этап мне лично больше всех нравится: только что ты нервничал, мол никакого сходства с натурой нету, все сикось-накось, и тут вдруг начинает действительно что-то получаться.
карандашом средней мягкости (у меня это HB) углубляем детали в тенях и полутенях. Тут штрихуем меленько, аккуратненько. Чем мельче штрих — тем больше детальности можно вытянуть из этих бесконечных оттенков серого. Этот этап мне лично больше всех нравится: только что ты нервничал, мол никакого сходства с натурой нету, все сикось-накось, и тут вдруг начинает действительно что-то получаться.
Этап седьмой:
таким же образом, как
и весь перец, то есть, чередуя разной
жесткости карандаши, отрисовываем
черенок.
Этап восьмой:
разбираемся с тенью от
предмета (падающей тенью). Она чаще всего
темнее, чем тень на предмете. Вспоминаем,
что сама по себе тень, тоже не однородна.
В месте, где предмет соприкасается с
поверхностью, она всегда чуть темнее.
На этом этапе также обязательно
сощуриваемся и проверяем, все ли у нас
на местах на самом предмете, по порядку:
блик, свет, полутень, тень, рефлекс? Если
нет, возвращаемся в этап 6 и исправляем
ошибки.
Этап девятый:
разбираемся с фоном: где он на постановке светлее, а где темнее. Если честно, на это у меня никогда не хватает терпения. Поэтому я долго не мучилась, а положила лишь два слоя штриха, чисто номинально. В моем варианте освещения вертикальный листок бумаги (задник) светлее горизонтального (стола). Еще раз все проверяем: не ошиблись ни в чем, нет?
Этап десятый:
разбираемся с фоном: где он на постановке светлее, а где темнее. Если честно, на это у меня никогда не хватает терпения. Поэтому я долго не мучилась, а положила лишь два слоя штриха, чисто номинально. В моем варианте освещения вертикальный листок бумаги (задник) светлее горизонтального (стола). Еще раз все проверяем: не ошиблись ни в чем, нет?
Этап десятый:
если все в порядке, то теперь берем самый-самый мягкий, то есть и самый темный по тону карандаш (у меня это 2B, но можете поэкспериментировать с любой мягкостью — чем мягче карандаш, тем он легче отдает бумаге графит, а значит, линия от него темнее). И этим самым темным тоном выделяем то, что ближе всего к зрителю (или же то, на что мы хотели бы обратить внимание). Тут важно не увлечься, не понавыделять много всего сразу и не потерять многоплановость. Помните: самые темные и самые четкие линии оптически выглядят приближенными к зрителю. А еще помните, что тень на предмете всегда должна оставаться светлее падающей тени в месте соприкосновения с плоскостью.
Ну, разве только еще пара советов:
1) если запутались, где свет, где тень — прищурьтесь, и все тайное станет явным.
2) Если ненароком
заплутали в слоях, а тень от рефлекса
стало не отличить — воспользуйтесь
клячкой (я, кстати, именно тут ею тоже
пользовалась), но осторожно — ее следы
всегда остаются заметны.
3) Помните, предмет на
свету всегда светлее рефлекса в тени.
А рефлекс, в свою очередь, светлее, чем
тень, но темнее, чем полутень.
4) Если вы не уверены в
шриховке, просто потренируйтесь класть
штрих сеточкой по форме простого
предмета, шарика, например. Прогресс
обычно заметен уже на втором-третьем
шарике.
5) Помните: чем мягче
будут те карандаши, с которыми вы больше
всего работаете — тем рисунок будет в
целом темнее. Пример: вот вам два варианта
чесночной головки. В более светлом
случае за основу (этапы 1-4) брался карандаш
3H, во втором — B.
Удачи всем! И творчества! ))
А я иду по своему Плану самообучения дальше. Буду отрисовывать фактуры и драпировки. Доканчивать разбираться с перспективой.
Комментарии
Отправить комментарий