РИСУНОК С НАТУРЫ ГРАФИТНЫМ КАРАНДАШОМ

Ну, можно сказать, прошла я небольшой, ускоренный само-курс по рисунку простейших предметов — построение, разбор по тонам и штриховка.

Начинала, как водится, с простого, круглого предмета, то бишь, с яблока. Продолжила головкой чеснока. Закончила многобликующим болгарским перцем.


Суть всех упражнений проста:
- схватить основные пропорции предмета;
- определить, где у предмета блик, основной тон, полутень, тень, рефлекс;
- отштриховать все намеченное более-менее правдоподобно (именно отштриховать, без растушевки).


И вот последним из упражнений — рисунком болгарского перца — я и поделюсь, в деталях.

Оговорюсь сразу, способов изобразить любой предмет есть великое множество. И я ни в коем случае не претендую ни на оригинальность, ни на «единственно правильный» метод.
Я лишь делюсь той техникой штриховки, которую мне довелось изучить еще в 80-е, в одной среднестатистической художественной школе. Ну, а поскольку «не рисовалось» мне очень долго, то не судите строго: пришлось многое вспомнить, что называется, на ходу.

Итак, перец.
Нам нужны:
- сам предмет (в моем случае, это чуток подвядший болгарский перец).
- Карандаши графитные разной мягкости. Кстати, в 80-е у меня было их только два, зато оба Koh-i-noor, чем я страшно гордилось (кто не знает, в СССР была такая штука: дефицит товаров народного потребления называется, это когда почти ничего нельзя купить, а можно только «достать»). Вот, значит, нам нужны карандаши: очень твердый, твердый, мягкий и очень мягкий. У меня такой набор: 5H, 3H, HB, 2B, смесь из Koh-i-noor и Faber Castell.
- Ластик-клячка (в 80-е мы знать не знали, что эдакое может быть, и пользовались хлебным мякишем, суть, в целом-то, та же — мякиш снимает графит с бумаги не целиком, как обычная стерка, а слоями, и штрихи можно не удалять полностью, но лишь обесцветить).
- Бумага для рисования. У меня это альбомчик для зарисовок Canson 90гр, на пружинке, чуть кремового цвета.


Этап первый:
делаем постановку, проще говоря, кладем куда-нибудь перец, желательно на светлую поверхность, и освещаем его направленным, «рисующим» светом.
(Мне лично натюрморты особо негде по квартире расставлять. Поэтому мой перец лежал на рабочем столе, на двух листочках канцелярской бумаги — вертикальном и горизонтальном — а освещался обычной настольной лампой.)
Методом визирования замеряем пропорции натуры (перца) и переносим их на бумагу карандашом средней твердости (для меня оптимален 3H, но у вас может быть 4H или 2H, исходите из того, что имеете). При построении помним, что все предметы состоят из геометрических фигур: круги, овалы, прямоугольники, треугольники и пр. Перец вот состоит из овалов.
(Вообще, тема построения предмета — обширная, ее в маленьком постике не расскажешь. Так что, тут я отсылаю к учебникам, сама пользуюсь «Основы учебного академического рисунка» Николая Ли — очень дельный фолиант!)


 (вспомогательный рисунок из Интернета)

Обозначаем на рисунке область тени от предмета. Внимательно мысленно разбираем сам предмет на разнородно освещенные области: блик, свет, полутень, тень предмета, рефлекс. И самые светлые места — блики — обозначаем на рисунке тонкой, едва заметной линией.


Этап второй:
все тем же карандашом средней жесткости полностью легко заштриховываем весь предмет — все-все, включая область бликов. И не нужно бояться, что штрих ляжет не совсем ровно. Пускай он будет смелым или же косоватым и кривоватым (как хотите называйте). Главное то, чтобы хотя бы одно из направлений штрихов легло по форме предмета.




Этап третий:
тем же карандашом кладем второй слой штриховки, им обозначаем все тени предмета (включая зону рефлекса) и все полутени. Штрих может быть таким же смелым, как на первом слое. (На фото этап выполнен на верхней части перца, а на нижней еще нет — для наглядности.)


Этап четвертый:
опять тем же карандашом кладем третим слоем самые темные места на предмете — тени. И сразу после этого еще раз проходимся штрихом по ВСЕМУ предмету, за исключением бликов и зоны рефлекса. Таким образом, выравниваются все огрехи штриховки, и если мы чего накосячили на первом слое, то оно сгладится или, по крайней мере, не будет таким заметным. Ну, и заодно вырисовывается рефлекс в тени, а свет отделился от блика.



Этап пятый:
теперь (внимание!) берем карандаш самый твердый, какой только у нас есть (у меня это 5H), и снова проходимся штриховкой по всей тени и полутени. Теперь, однако, штрих должен быть а) с нажимом; б) аккуратным; в) непременно по форме предмета. Жесткий карандаш словно бы чуть процарапает бумагу, и этот штрих останется заметным, даже если наложить сверху еще 3-4 графитных слоя.


Этап шестой:
карандашом средней мягкости (у меня это HB) углубляем детали в тенях и полутенях. Тут штрихуем меленько, аккуратненько. Чем мельче штрих — тем больше детальности можно вытянуть из этих бесконечных оттенков серого. Этот этап мне лично больше всех нравится: только что ты нервничал, мол никакого сходства с натурой нету, все сикось-накось, и тут вдруг начинает действительно что-то получаться.



Этап седьмой:
таким же образом, как и весь перец, то есть, чередуя разной жесткости карандаши, отрисовываем черенок.




Этап восьмой:
разбираемся с тенью от предмета (падающей тенью). Она чаще всего темнее, чем тень на предмете. Вспоминаем, что сама по себе тень, тоже не однородна. В месте, где предмет соприкасается с поверхностью, она всегда чуть темнее. На этом этапе также обязательно сощуриваемся и проверяем, все ли у нас на местах на самом предмете, по порядку: блик, свет, полутень, тень, рефлекс? Если нет, возвращаемся в этап 6 и исправляем ошибки.



Этап девятый:
разбираемся с фоном: где он на постановке светлее, а где темнее. Если честно, на это у меня никогда не хватает терпения. Поэтому я долго не мучилась, а положила лишь два слоя штриха, чисто номинально. В моем варианте освещения вертикальный листок бумаги (задник) светлее горизонтального (стола). Еще раз все проверяем: не ошиблись ни в чем, нет?


Этап десятый:
если все в порядке, то теперь берем самый-самый мягкий, то есть и самый темный по тону карандаш (у меня это 2B, но можете поэкспериментировать с любой мягкостью — чем мягче карандаш, тем он легче отдает бумаге графит, а значит, линия от него темнее). И этим самым темным тоном выделяем то, что ближе всего к зрителю (или же то, на что мы хотели бы обратить внимание). Тут важно не увлечься, не понавыделять много всего сразу и не потерять многоплановость. Помните: самые темные и самые четкие линии оптически выглядят приближенными к зрителю. А еще помните, что тень на предмете всегда должна оставаться светлее падающей тени в месте соприкосновения с плоскостью.

Все!



Ну, разве только еще пара советов:
1) если запутались, где свет, где тень — прищурьтесь, и все тайное станет явным.
2) Если ненароком заплутали в слоях, а тень от рефлекса стало не отличить — воспользуйтесь клячкой (я, кстати, именно тут ею тоже пользовалась), но осторожно — ее следы всегда остаются заметны.
3) Помните, предмет на свету всегда светлее рефлекса в тени. А рефлекс, в свою очередь, светлее, чем тень, но темнее, чем полутень.
4) Если вы не уверены в шриховке, просто потренируйтесь класть штрих сеточкой по форме простого предмета, шарика, например. Прогресс обычно заметен уже на втором-третьем шарике.



5) Помните: чем мягче будут те карандаши, с которыми вы больше всего работаете — тем рисунок будет в целом темнее. Пример: вот вам два варианта чесночной головки. В более светлом случае за основу (этапы 1-4) брался карандаш 3H, во втором — B.


Удачи всем! И творчества! ))

А я иду по своему Плану самообучения дальше. Буду отрисовывать фактуры и драпировки. Доканчивать разбираться с перспективой.

Комментарии